Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 43 человека

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Дата: 25 февраля 2022 в 08:54, Обновлено 6 февраля в 12:04

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства проникли во все сферы деятельности нашего общества, став неотъемлемой частью жизни людей. Мобильные телефоны, айфоны, айпады, планшеты, компьютеры, различные коммуникаторы и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей увеличивается с каждым днём и большую их часть уже составляют дети, подростки и молодёжь.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и подростков.

Основополагающее понятие «медиа», по мнению И.В.Жилавской,

(канд. филолог. наук ), включает в себя широчайший спектр коммуникаций, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю.

Контент(content) – любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание инфопродукта.

  1. Произведения искусства: Книги, Картины, Музыкальные произведения, Кино- и мультфильмы…
  2. Теле- или радиопрограмма
  3. Реклама во всех видах и форматах
  4. Публичные выступления  
  5. Официальный документ  
  6. Почтовая открытка
  7. Зашифрованное послание
  8. Sms – сообщение  
  9. Сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ.

       Медиа – это любые каналы доставки контента от источника информации до её потребителя. Медиа – это обширное понятие включающее в себя совокупность информационных средств и приёмов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения 9печат. Слово, муз. композиция, радиопередача и т.п.) в той или иной форме. Как правило термин «медиа» не употребляется самостоятельно, а служит частью сложнообразовательного слова. Однако большинство педагогов, употребляющих слово «медиа» имеют ввиду исключительно средства массовой информации – масс-медиа, что сужает предмет медиаобразования.

«Медиа» - средства (мас.) коммуникации – технические средства создания записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, воспроизведения информации и обмена её между субъектами (автором медиатектста) и объектом (мас. аудиторией) - А.В. Фёдоров (лидер российского медиаобразования). Само понятие из-за различных особенностей – страны, народа, возраста и т.д. очень вариативно и многозначно, а некоторые из существующих сегодня представляются устаревшими..

Информационная культура личности – это подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества.

       Информационная культура личности:

когнитивный уровень (знания, умения)

эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)

Навыки обращения с информацией это: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

          Медиаобразование – это процесс образования при помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания «медиатекста».

      Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, подготовить новое поколение к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, научить человека овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств.

       Медиаграмотность совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах

       Информационная грамотность позволяет:

определить и сформулировать информационные потребности,

найти и получить доступ к информации,

оценить информацию,

систематизировать информацию,

использовать информацию с соблюдением этических норм,

передавать информацию,

применить навыки работы с ИКТ для обработки информации.

Медийная грамотность позволяет:

понимать роль и функции медиа в демократическом обществе;

понимать условия, при которых медиа могут выполнять свои функции; критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций;

взаимодействовать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах.

       В основе медиаграмотности лежит  модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах (и причины таких действий тоже), а также понимать структурные элементы — такие как владелец медиа, их модель финансирования, — влияющие на информацию. Медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиа сообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа. Задача медиаграмотности — в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию (особенно в рекламе и PR), а также помочь людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.

      Одной из главных задач учреждения общего среднего образования должна стать постепенная и в тоже время продуктивная, реализация стратегии медиаобразования, опирающаяся на ключевые задачи по формированию медиаграмотности учащихся – важность воспитания поколения, способного грамотно воспринимать медийную информацию, адекватно ее оценивать и рационально применять. Это предполагает, что учащиеся должны уметь создавать медиатекстовые продукты, имея при этом необходимые знания о законах звукозрительного восприятия, кросс-культурной коммуникации; обладать медиаконвергентными навыками, понятием инфоэтики и быть готовыми к безопасному использованию медиапродукции для повышения уровня своей образованности.

       Механизмами, обеспечивающими реализацию комплекса организационных, информационных, образовательных, воспитательных, развивающих мер, направленных на овладение вышеперечисленными умениями в процессе формирования медиаграмотности обучающегося, являются:

1 – создание компетентностной модели выпускника;

2 – организация образовательной деятельности на уроке, на факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях и в ходе консультаций через

научную деятельность, экспериментальную деятельность, в том числе проектную, учебно-исследовательскую, инновационную деятельность;

3 – организация внеурочной деятельности через образовательные мероприятия (олимпиады и предметные конкурсы различного уровня), объединения по интересам, общественную деятельность и т.д.

Результатом работы такого механизма является сформированность у обучающихся определенного уровня медиаграмотности.

Кратко его можно представить следующим образом:

I ступень

умение пользоваться ресурсами школьной библиотеки, самостоятельно выбирать литературу и другие источники;

умение грамотно формулировать запрос;

понимание того, что информация из различных источников может отличаться;

понимание связи между характером сообщения и адресатом.

II ступень

умение проверить информацию и понимание последствий от использования недостоверной информации;

умение грамотно формулировать запрос и осуществлять поиск;

грамотное использование информации, правильное оформление презентации;

активное участие в интернет-сообществах для обмена информацией, высказывания мнений и ведения дискуссий в различных соцсетях;

умение убеждать других и находить аргументы, отстаивая свою точку зрения, выделяя ключевые моменты и подкрепляя их примерами;

умение коллективно создавать простые и мультимедийные тексты.

 III ступень

стремление получить новую информацию;

стремление к подтверждению собственной компетенции в различных сферах жизни и медиакультуры;

стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;

частые контакты с различными видами медиа;

практические умения самостоятельного выбора, создания и распространения медиатекстов (в том числе созданных лично или в составе группы людей) различных видов, умения активного самообразования в области медиаграмотности;

ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа.

          Управление формированием медиаграмотности учащихся при этом заключается в том, чтобы организовать соответствующий образовательный процесс максимально эффективно, создав необходимые для этого организационно-педагогические условия, при которых каждый учащийся имеет возможность максимально раскрыть свои способности и реализовать потребности, участвуя в сферах социально-значимой деятельности, приобретать и наращивать опыт социальной успешности благодаря использованию медиаресурсов, выступающих как жизненно важный инструмент межкультурного диалога, взаимопонимания народов и понимания их культур.

Для этого мы в своем учреждении образования выделяем следующие организационно-педагогические условия:

1. Медийная грамотность должна восприниматься как единое целое и включать в себя комплекс компетенций (знания, навыки, умения, ценностное отношение).

2. Развитие учреждения общего среднего образования как открытого образовательного пространства и воспитательной информационно-коммуникационной среды, обладающей положительным эмоциональным климатом, эффективное создание которой возможно только в рамках образовательного учреждения.

3. Создание информационной среды, обеспечивающей равный доступ к информации всех участников образовательного процесса, и направляющей руководство учреждения общего среднего образования и педагогов на медиаобразовательную деятельность.

4. Реализация индивидуальной образовательной программы для каждого обучающегося, основанная на мониторинге его уровня развития с опорой на его субъектный опыт.

 5. Направленность деятельности на непрерывное комплексное формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов медиакультуры учащегося.

6. Повышение мотивации обучающихся к самостоятельному критическому анализу информации в свободное время без непосредственного контроля со стороны родителей и педагогов через перевод в субъектную позицию процесса овладения медийными навыками.

 7. Повышение профессиональной компетенции педагогов (развитие медиаобразовательных умений: мотивационных, информационных, практико-операционных, творческих).

 8. Соответствие нормативным требованиям и постоянное обновление материальнотехнической базы.

9. Возможность выбора инструментария (методы, приёмы, средства, технологии): симбиоз в образовательном процессе как дидактических методов обучения и воспитания, так и специфических методов медиаобразования.

10. Нормативно-правовое сопровождение управленческой и организационной деятельности по формированию медиаграмотности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

       Следует отметить, что успешная реализация вышеперечисленных организационно-педагогических условий возможна только при организации управленческой деятельности через:

обеспечение устойчивого функционирования всех структур и подсистем учебного заведения;

обновление процессов управления, обучения и воспитания;

создание условий для инновационной деятельности всех участников образовательного процесса;

обобщение опыта по формированию медиаграмотности учащихся на каждом этапе;

создание механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по формированию медиаграмотности обучающихся.

 Список использованных источников:

  1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редколлегия: Я. М. Александрович [и др.]. – Мн.: Юнипак. – 200 с. 2
  2. Никитина, Е. Ю. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка [Текст]: монография / Е. Ю Никитина, А. А. Милютина. – М.: Изд-во «Перо», 2015. – 202 с.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ И МЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

        На сегодняшний день, утро почти каждого школьника или студента начинается не с зубной щетки или поцелуя мамы, а с «ленты» ВКонтакте. В социальных сетях у нас набирается по 300 и более друзей, мы можем с ними связаться в любое время, даже если они живут на другом полушарии. А как удобно пользоваться сетью Интернет для передачи бизнес-информации или учебы: легко, быстро и дешево. Найти сантехника, СТО или архитектора - Google знает все! Только спроси, и он обязательно поделиться всем, что знает. Но, что это мы о работе и делах... Надо же ведь отдохнуть, можно кино посмотреть, музыку послушать. В интернете можно найти и любимое кино бабушки, и веселый мультик для сына, и самой поплакать над участью любимого книжного героя в экронизации романа Джэйн Остин. Там есть все! Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что Всемирная Сеть Интернет просочилась во все сферы и аспекты нашей жизни. Более того, дети уже младшего дошкольного возраста являются активными пользователями Интернет. Но у любой медали есть две стороны. 

       Достоинства использования сети Интернет вам может перечислить любой, даже самый маленький, школьник. Но о недостатках стали говорить во всеуслышание совсем недавно.

      Таким образом, вместе с использованием сети, появился термин «безопасность в сети». Каждый раз, выходя в сеть, что на данный момент элементарно просто, мы делимся нашей личной информацией: нашим именем, паспортными и банковскими данными, геопозицией и личными интересами.  

      Давайте представим, что по приезду за границу, встречая первого прохожего, мы выкладываем ему все, что имеем (паспорт, банковскую карточку, все пароли) и рассказываем, что ищем, куда и зачем идем. Это то, что мы делаем ежедневно одним кликом по иконке Инстаграма или браузера. В реальной жизни поделиться этой информацией с несколькими тысячами или миллионами людей достаточно сложно, но для Интернета нет ничего невозможного. На январь 2017 года число реальных пользователей сети интернет возрастом от 15 лет превысило 5 миллионов человек. В итоге, проникновение интернета достигло 70%. Это значит, что 70% людей, проживающих в Республики Беларусь, являются регулярными пользователями сети Интернет. Это значит, что 70% людей, проживающих в Республике Беларусь, ежедневно подвергаются опасности. Безопасность в сети интернет является довольно актуальной проблемой, которую полностью разрешить практически невозможно, так как вредоносные программы и сайты все время совершенствуются.

      В интернете детей подстерегает много опасностей.

1. Контакты с нежелательными людьми, в том числе: - угроза со стороны интернет-хулиганов; - ловушки, расставляемые мошенниками для получения частной информации о вас и ваших детях.

2. Нежелательные для просмотра или использования материалы, например: -«взрослые» сайты -«пиратские» материалы.

3. Угроза безопасности компьютера.

 - Попутная загрузка – когда при простом посещении веб-сайта на компьютер вашего ребенка автоматически загружается вредоносная программа.

- Заражение через пиринговые сети (P2P) – может предоставить доступ к компьютеру вашего ребенка посторонним лицам.

- Нежелательная реклама, всплывающие окна и рекламное ПО – могут автоматически быть установлены при скачивании бесплатных программ или программ для обмена данными.

      Основы безопасности интернета предполагают в первую очередь защиту от вирусов. Они представлены разнообразными видами и модификациями, которые постоянно развиваются. Наиболее распространенными и известными вирусами являются троянские программы, а также почтовые и сетевые черви. Чтобы защитить свой ПК от заражения вирусными программами, следует соблюдать определенные правила безопасности в сети. Если на электронную почту приходит подозрительное письмо, содержащее прикрепленный файл, то, вероятно, оно содержит компьютерный вирус. В таком случае существует опасность заражения важных документов, содержащихся в компьютере, что может привести к их полному или частичному уничтожению. Некоторые вирусы способны полностью вывести из строя операционную систему ПК. 

       Если мы говорим о юных пользователях медиа среды, то существуют такие опасности как:

 •суицид-сайты;

 •сайты-форумы потенциальных самоубийц;

 •наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);

 • сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);

 •сайты порнографической направленности;

 •сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);

 •сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;

 •секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).

Чтобы предостеречь обучающихся в школах нужно регулярно проводить  ряд мероприятий, которые акцентируют внимание на проблемах и дают возможные пути их решения.

      К примеру, классные руководители могут  провести классные часы на тему «Безопасность в информационной и медиасреде», школьные внеклассные мероприятия, совместный поиск информации для «Информационного часа», беседы и консультирование родителей т.д.  В ходе вышеперечисленных мероприятий,  учащихся и их родители знакомятся с такими правилами в соответствии с возрастом.

Правила работы в сети Интернет:

1.Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране 11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Советы по безопасности в сети Интернет для родителей:

• Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети.

• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам.

• Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

• Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

• Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск.

Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону. В завершении, хочется добавить, что безопасность нас и наших детей во многом зависит от нас самих. Чем больше и громче мы будем об этом говорить, тем ощутимее будет результат.

Список использованных источников:

1. ПАМЯТКА по безопасности детей в сети Интернет URL: http://pedofilov.net/tips-for-parents/pamyatka-po-bezopasnosti-detey-v-seti-internet/ (дата обращения: 15.05.2018).

2. Десять правил безопасности для детей в Интернете URL: http://www.mir.pravo.by/library/edu/roditel/ten/ (дата обращения: 15.05.2018)

 3. Безопасность детей в сети Интернет URL: http://sch198.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=2261 (дата обращения: 15.05.2018)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.